Новости – Русские победы
Русские победы
Иван Кулибин – гениальный русский изобретатель
Портрет Ивана Петровича Кулибина кисти Павла Веденецкого, 1818
Среди изобретений Кулибина множество оригинальных механизмов и машин: речной водоход, винтовой лифт, фонарь-прожектор, микроскоп, прототип веломобиля и первый протез
21 апреля, 2017 12:50
5 мин
Иван Петрович Кулибин родился 10 (21) апреля 1735 года в селении Подновье Нижегородского уезда в семье купца-старообрядца. Отец готовил сына к торговому поприщу, к делу, которым испокон веку занимались его предки-купцы. Но у Ивана душа не лежала к торговле мукой и заключению сделок, по натуре он являлся изобретателем и исследователем.
Кулибин хоть и был старообрядцем, но не считал занятия наукой и изобретательство противоречащим вере. Внешне вера проявлялась в том, что он не курил и не играл в карты, и как настоящий старообрядец носил бороду и ходил в длиннополом кафтане.
С юности Иван все свободное время отдавал конструированию различных флюгеров, часов и меленок, механику он изучал самостоятельно по книгам. Отец не приветствовал увлечение сына, но и не мешал его занятиям. Феноменальная память, аналитический склад ума и технические способности принесли результаты.
Очень скоро Кулибин стал мастером часовых дел, молва о нем разнеслась по всему родному Нижнему Новгороду. Инвестиции земляка купца Михаила Костромина позволили Кулибину создать часы в форме яйца с многочисленными механическими устройствами.
В них каждый час растворялись маленькие двери, за которыми виднелся Гроб Господень, с вооруженными по сторонам стражниками. Ангел отваливал камень от гроба, воины падали ниц, являлись две мироносицы Марфа и Мария – звучал пасхальный тропарь «Христос воскресе».
Эти часы Иван Кулибин преподнес Екатерине Великой во время ее посещения Нижнего Новгорода в 1767 году. Помимо часов, императрица осмотрела другие изобретения мастера.
Восторгу императрицы не было предела. Екатерина Алексеевна поняла, что перед ней русский самородок, без специального технического образования создавший устройства, аналогов которых не было в высокотехнологичных странах Западной Европы.
Государыня всегда благоволила людям талантливым и одаренным – вскоре Кулибин переехал в Санкт-Петербург, с 1770 года он поступил на службу при Академии наук и очень быстро приобрел уважение великосветского общества, а вот академики дышали завистью к гениальному механику.
Кулибин был не просто изобретателем, он являлся настоящим ученым-практиком, технологом, который великолепно знал труды передовых деятелей науки своего времени: прославленного математика Эйлера, оптика Фуса, физика Семена Котельникова и других.
В чертежах Кулибина самые миниатюрные детали прописаны в натуральную величину, своей точностью они поражают и современных инженеров. Грандиозные проекты башенных часов и миниатюрные часы в перстне, «планетные» карманные часы, в которых кроме часов, минут и секунд, можно было определить месяцы, дни недели, времена года и фазы Луны, — были чудом технической мысли.
Когда англичане бросили вызов сделать «лучшую модель такого моста, который бы состоял из одной дуги или свода без свай, и утвержден бы был концами своими только на берегах реки», русский механик его принял. Он создал проект одноарочного моста без свай, который мог достигать длины в 300 метров, тогда как самый длинный в то время мост Европы — Веттингенский (в Швейцарии) — достигал 119 метров.
Представленный в декабре 1776 года макет четырнадцатисаженного моста Кулибина получил высокую оценку выдающихся ученых того времени — Леонарда Эйлера и братьев Бернулли. Спустя несколько десятилетий знаменитый инженер-мостостроитель Дмитрий Журавский, изучив проект Кулибина, воскликнул: «На нем лежит печать гения…»
Кулибин изумлял современников своими изобретениями, он создал прототип веломобиля и первый протез. Именно Кулибин изобрел и первое машинное водоходное судно, способное плыть против течения, за счет использования энергии течения реки.
На испытаниях, судно, груженное 65 тоннами песка, показало большую скорость, чем баржа на воловьей тяге. Казалось, бурлацкий труд после такого изобретения должен был уйти в прошлое, но этого не произошло. Как не был построен кулибинский мост, так и принципы по которым работало судно, не были использованы в судостроении.
Гений Кулибина мог бы послужить практической пользе российской науке и промышленности, но Высочайшие заказы поступали на изготовление безделушек для царственных отпрысков, или приспособлений, облегчающих жизнь.
Екатерина поручила ему разработать лифт для перемещения между этажами Зимнего дворца. Винтовой лифт, сооруженный в 1793 году, был новаторством в механике, американцы создали аналог только в 1859 году.
В 1792 году по Высочайшему повелению Кулибин стал членом Императорского Вольного Экономического Общества. Несмотря на явное благоволение государыни, Иван Петрович был лишен тщеславия и самомнения. Кулибин отказался от предложения императрицы вступить в дворянское сословие — считал, что принадлежать к купеческому сословию, определенному ему по рождению, тоже очень достойно.
Тогда Екатерина распорядилась отлить специальную именную золотую медаль на Андреевской ленте с надписью: «Достойному. Академия наук — механику Ивану Кулибину».
Он стал изобретателем с мировым именем не только для современников. Еще при его жизни фамилия Кулибина была известна в России и Западной Европе, а после его смерти стала синонимом гениальности.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости