Новости – Украина
Украина
Кому поклоняется «новая Украина»
Фото: Lego Stashok / facebook.com
На западе Украины делают иконы Степана Бандеры и бойцов из «зоны АТО»
7 апреля, 2015 17:39
6 мин
На стене храма во Львове появились иконы бойцов украинской армии, погибших в боях с ополченцами на Донбассе. Фигуры солдат, которые держат в руках автоматы и штурмовые щиты, украшают нимбы святых.
Ранее на западе Украины уже изображали святыми националистов Степана Бандеру и Романа Шухевича, а на иконах рисовали бойцов дивизии СС «Галиция», сформированной из украинских добровольцев.
«Русская Планета» разбиралась, как и для чего появляются новые украинские «святые».
О новой росписи на стене львовского храма сообщил в Facebook пользователь Lego Stashok. «Вчера в храме сняли леса. Картины — просто бомба, все очень рады. Через неделю Пасха», — написал он в социальной сети.
На настенной росписи изображены пять фигур солдат украинской армии с нимбами святых — среди них мужчина в армейской форме с бронежилетом и автоматом, мужчина в бронежилете с коктейлем «Молотова» и мужчина в балаклаве со штурмовым щитом в руках.
Роспись появилась в одном из старейших храмов Львова — Церкви Матери Божьей Неустанной помощи, построенной еще в XIV веке и сейчас принадлежащей Украинской Греко-Католической Церкви (УГКЦ).
Настоятель храма священник Олег Федоренко сообщил в интервью местному интернет-сайту «Новый погляд», что роспись — это дипломная работа выпускников Львовской академии искусств. «Они предложили идею, а я ее поддержал, — сказал священник. — Дело в том, что не только 50 или 100 лет назад люди отдавали жизнь и здоровье за свободу Украины. Это происходит и сейчас, и в прошлом году — то же пожертвование ради Украины и ради Бога. Можно было услышать от старших людей, что молодежь сейчас не такая. Но вот она показала, какая она. Эта роспись — изображение того, что мы сейчас имеем. Она для тех, кто будет после нас».
С другой стороны иконостаса студенты изобразили людей, предположительно похожих на президента России и Святейшего Патриарха, а также фигуры солдата в форме российской армии и человека в ушанке с бутылкой водки. Их ведут на Страшный суд. Настоятель храма сказал, что создатели росписи таким образом «хотели привязать библейские каноны к образам современности». Заголовок статьи на сайте «Новый Погляд» гласит: «Во Львове на стенах церкви появились герои АТО и ватники».
В УГКЦ не удалось получить комментарий по поводу росписи в львовском храме. На официальном сайте церкви никаких комментариев на этот счет тоже нет. «Русская Планета» готовит официальный запрос в секретариат этой религиозной организации.
«Очевидно, что появление такой росписи — это самодеятельность отдельно взятого священника», — полагает Алексей Юдин, специалист Центра изучения религий РГГУ.
По словам Юдина, появление икон бойцов украинской армии на стене храма противоречит правилам канонизации, принятым у греко-католиков. Один из основных критериев прославления — это мученическая кончина за веру, а в данном случае, по словам эксперта, сложно говорить не только о ней, но и в целом о христианской составляющей действий новых «святых».
«Странно, что епископат УГКЦ еще не отреагировал на этот случай и не дал своих комментариев», — добавляет Алексей Юдин. По словам историка, позиция руководства УГКЦ принципиально важна, поскольку выразит отношение церкви к происходящему и будет маркером для остальных священников.
Роспись Львовского храма — не единственный спорный прецедент в иконографии Греко-католической церкви Украины.
В мемориальном комплексе на горе Жбыр Львовской области на иконе изображены бойцы нацистской дивизии СС «Галиция» (или «Галичина») — эту дивизию сформировали добровольцы из числа местных жителей. В апреле 2014 года украинский художник Роман Бончук представил в Ивано-Франковске картину в виде иконостаса царских врат с портретами «небесной сотни» — жертв киевских беспорядков, осеняемых с неба Богородицей и архангелами. Бончук рассказал, что на создание полотна его благословил кардинал Любомир Гузар, экс-глава УГКЦ.
Тогда же во Львове во время событий «евромайдана» на городской площади разместили икону «святых» Степана Бандеры и Романа Шухевича, украинских националистов, в годы Великой Отечественной войны служивших нацистам. Греко-католики активно выступали за присвоение Бандере звания героя Украины — они организовывали шествия в память о нем, служили панихиды. Их требование о присвоении Бандере звания национального героя в 2010 году удовлетворил президент Виктор Ющенко. Правда, спустя несколько месяцев это решение отменил сменивший Ющенко на посту Виктор Янукович.
«Курс, которого придерживается УГКЦ, — решительное отмежевание от всего, что связано с Россией, — подхватили и раскольники под управлением Филарета, — рассказывает РП Наталия Тележникова, киевский историк, специалист по изучению религий. — В этой позиции в ход идут все средства — от бойцов украинской армии, которые воюют с ополченцами Донбасса, до лидеров национализма, за которыми тянется нацистский шлейф. Историю в буквальном смысле переворачивают с ног на голову, примеривая нимбы святых людям, недостижимо далеким от всякой святости».
Тележникова отмечает, что инициатива появления икон с «новыми» святыми, как правило, идет снизу, от отдельных священников. Однако епископат, по мнению эксперта, негласно поддерживает такие действия, по крайней мере, воздерживается от их публичных осуждений.
Украинская греко-католическая церковь появилась в 1596 году в результате так называемой Брестской унии — из-за этого ее представителей еще называют униатами. Тогда в Бресте часть православных епископов во главе с киевским митрополитом Михаилом Рогозой приняли решение о переходе в подчинение римскому папе. При этом они сохранили восточные православные обряды.
По данным Государственного департамента по делам национальностей и религий Украины, в стране действуют 3765 униатских общин. По количеству они занимают четвертое место.
Больше всего на Украине людей православного вероисповедания (около 13 тысяч общин), протестантов (около 10 тысяч общин) и представителей раскольничьей православной церкви так называемого Киевского патриархата (около 5 тысяч общин). Большинство греко-католических общин сосредоточено на западе Украины.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости