Новости – Культура
Культура
Как следует писать исторические романы
Участники семинара. Здесь и далее фото автора
В Москве прошел семинар «Исторические образы и сюжеты в современной литературе»
26 января, 2018 12:00
8 мин
На семинаре, организованном Издательским советом Русской Православной Церкви, и проходившим в рамках Рождественских чтений, были подняты следующие вопросы: описание исторических фактов в художественной литературе; соответствие художественного образа историческим реалиям; методика создания правдивых художественных образов реальных исторических сюжетов.
Среда обитания
В вводной части Алексей Алексеев, доктор исторических наук, заведующий отделом рукописей Российской национальной библиотеки и автор книги «Иосиф Волоцкий» (серия ЖЗЛ) обрисовал современное положение российской исторической науки и среды, из которой собственно выходят писатели, берущиеся за написание исторических романов и повестей.
Научное сообщество страшно добродушно, защищаются диссертации, которые не имеют никакого научного значения. Это происходит и в светских учебных заведениях, и в духовных. Нашему научному сообществу не хватает принципиальности.
Поэтому откуда возьмутся добросовестные исследователи?
Относительно создателей литературных и кинопроизведений Алексеев заметил, что ради драматизации сюжета, авторы искажают очевидные исторические факты. «Не в нашей власти повелевать кинематографистами, они очень мало считаются с историческим сообществом», - подчеркнул историк.
Трудности написания
Борисов обозначил основные трудности, с которыми при написании книг о русском средневековье сталкивался он, и с которыми, несомненно, столкнется любой другой автор, пожелавший взяться за эту тему.
- Отсутствуют источники личного характера. Нет дневников, писем и мемуаров. Записи Афанасия Никитина являются счастливым исключением.
- Возникает вопрос, в какой степени можно пользоваться древнерусским языком, так, чтобы не возникло нарочитой архаизации. Определить меру использования древнерусских слов не так просто.
- Большой проблемой является написание книг о знаковых личностях, которые символизируют определенные направления и явления в жизни. Например, фигуры, являющиеся символами патриотизма, Александр Невский и Дмитрий Донской. Есть фигуры, которые символизируют кровавую сторону русской истории, тот же Иван Грозный. Писать о таких фигурах тяжело вдвойне, ты сразу затрагиваешь привычные, устоявшиеся образы. С одной стороны будут звучать голоса: «Ты его обеляешь, с другой стороны: «Ты его очерняешь» и т.д.
- Проблема в том, как рассказывать о святых. Здесь нужно быть осторожным, чтобы не задеть святого, чтобы не ранить чувств людей, которые его почитают. Свою книгу о преподобном Сергии Радонежском Борисову пришлось переписывать три раза.
- Вечная проблема – власть и мораль. Как рассказывать о конфликтах Дмитрия Донского с Михаилом Тверским? Как «не уронить» героя, и в то же время показать его как реального человека.
- Проблема национального характера. Сейчас авторы школьных учебников уходят от термина монголо-татарское нашествие, татаро-монголов называют ордынцами. Хотя в наших летописях они называются прямо – татары, «татары пришли, татары сожгли». И сегодня политкорректность тоже приходится иметь в виду.
- Отсутствуют изображения, портреты исторических лиц. До гравюры Ивана III и парсуны Ивана IV изображений правителей Руси нет. Т.е. описать внешность главного героя у писателя нет возможности.
- Проблема мотивации. Как объяснять те или иные поступки героев? То ли приписывать им лучшие побуждения, то ли худшие. «Недопустимо для историка приписывать историческому деятелю побуждения ненравственные, побуждения аморальные, если для этого нет подтверждений», - это высказывание Сергея Соловьева должно стать для писателя правилом. В отношении деятелей прошлого нужно соблюдать презумпцию невиновности, если вы не имеете доказательств, что человек совершил какой-то поступок из подлости, то объясняйте это из лучших соображений.
У историка должно быть чувство гражданской ответственности, не следует играть в игрушки с историей. Себя нужно сравнивать с минером или сапером, одна ошибка и всё рванет.
Единство научной достоверности и художественного изложения
В этот принцип входило правило, чтобы не допускать вымышленных ситуаций в описании персонажа, что допустимо в традиционном историческом романе. В этом смысле показательна традиция, заложенная Вальтером Скоттом, когда в историческом романе есть реальные исторические персонажи, но они окружаются множеством вымышленных лиц, с которыми они вступают с ними в беседы, и по ходу дела возникают вымышленные ситуации, которые не проверяемы с точки зрения достоверности.
Эта традиция соблюдается по сей день, иногда с большими отклонениями. Здесь есть трудности подходов, или автор держится жесткой границы (традиция ЖЗЛ), или же он позволяет возвращения к ходам традиции, заложенной Вальтером Скоттом.
Лощиц отметил одну особенность, чем ближе время действия романа к нам, тем больше читатель ожидает от произведения достоверных сведений, и тем меньше доверяет жанру исторического романа в стиле Вальтера Скотта.
Ответственность писателя
Опытом написания исторических повестей и романов поделился Владислав Бахревский, «в своих книжках я не допускаю никакой болтологии, всё очень конкретно, и стараюсь быть точным. С одной стороны они у меня художественные, но выдумки я не допускаю». Писатель должен быть ответственным перед собой, перед своим словом, пред историей и писать о том, что было.
Коллегу поддержал писатель Василий Дворцов, он уточнил, что писатель ответственен за свои слова перед Богом. По его мнению, девятая заповедь «Не произноси свидетельства ложна», относится и к тем, кто пишет историческую художественную литературу.
В заключение семинара Алексей Алексеев указал на необходимость аккуратного обращения с фактами, особенно это касается тех историков, которые занимаются написанием монографий. От достоверности зависит очень многое, в том числе и знания подрастающего поколения. Дети не будут читать научных исследований, но художественную книгу в руки возьмут. Монографии нужны, чтобы их изучали писатели. Писатели исторических романов редко посещают архив, в основном изучают доступную литературу, и после этого в меру своего понимания и таланта пишут книгу. Этот путь популяризации и просвещения является проверенным и правильным.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости