Новости – Общество
Общество
Вселенская родительская суббота
Фото: Владимир Смирнов / ТАСС
История, традиции и обычаи дня поминовения
5 марта, 2016 07:00
4 мин
5 марта в Православной церкви встречают Вселенскую родительскую субботу — день поминовения усопших. Это предпоследняя суббота перед Великим Постом, а «вселенской» называют ее для того, чтобы указать на всеобщий характер поминовения.
Народная традиция добавляет к церковному празднику свои штрихи. В ряде российских губерний с этой субботы начинали печь блины, которыми прогоняли зиму и зазывали в гости солнце. Так в одном дне оказались переплетены грусть и радость, и даже климатически он как бы оказался на перепутье. С одной стороны, еще холодно и лежит снег, а с другой — в воздухе уже чувствуются первые признаки весны.
История
Вселенский или общий день для поминовения усопших изначально был установлен Церковью уже в первые века христианства, чтобы вспомнить всех христиан, погибших неожиданно, при трагических обстоятельствах. Такие умершие не получили положенного отпевания и поминовения, и, чтобы исправить это, для них в календаре решили выделить особый день.
Так рассказывает об истории родительской субботы синаксарь, который содержится в богослужебной книге, известной как Постная Триодь. В Триоди собраны молитвы на время Великого Поста и подготовительных к нему недель. Синаксарь — вид особых текстов в Триоди, которые «расшифровывают» значения различных дней и объясняют их историю. Это слово берет свое начало от греческого глагола, означающего «собирать». В данном случае — собирать сведения, информацию. От этого же глагола и слово «синагога» (собирать людей, паству).
Автором синаксарей к постной Триоди считают греческого монаха Никифора Ксанфопула, который подвизался в XIV веке в Константинополе. Ученый муж, он всю свою жизнь посвятил систематизации церковной истории. Всего он написал 18 томов, при этом его труд заканчивается VII веком, то есть, почти половину исторического периода до своего времени Никифор охватить не успел. Синаксари были производными его работы. Он считал, что богослужебным книгам нужны «ключи», проливающие свет на историю памятных дат. И, отвлекаясь от своего основного труда, сам писал такие толкования.
С течением времени, однако, Вселенская суббота персонализировалась. К традиции поминать всех христиан прибавился — а затем и стал превалирующим — обычай помина усопших родственников и родителей.
Традиция
Придя на русскую землю, христианский цикл подготовки к Великому посту совпал по времени с языческими праздниками проводов зимы. Со временем обе традиции переплелись.
Православные истоки — в цикле из четырех воскресных дней, которые называют еще Неделями. Во время них и в промежутках между ними верующие вспоминают евангельские притчи и духовно готовят себя к воздержанию. Языческие корни — в знаменитых масленичных гуляниях, сжигании чучела и выпечке блинов. Блины — символ солнца. Раскладывая их на столе, наши предки таким образом призывали солнце светить ярче и прогнать зиму.
В родительскую субботу начинали печь блины. Типичный распорядок деревенского жителя в этот день выглядел так: вставали затемно, готовили. Затем часто шли на кладбище, поминали родных. Затем собирались вместе и сидели до ночи за семейным столом.
В ряде губерний в родительскую субботу стартовала встреча масленицы. Этот день иногда так и звали — Малой Масленицей. Днем дети отправлялись на улицу, приставали к встречным и проезжающим: «Везешь Масленицу?» Если прохожие отвечали утвердительно, их «награждали» блинами. Если нет, забрасывали снегом.
Еда
Родительскую субботу называют еще «мясопустной». В этот день пока еще можно есть мясо, как и в следующий, но уже с понедельника оно будет под запретом — мясо придется «отпустить» на все время до окончания Великого Поста.
На стол ставили много кушаний из говядины, свинины и баранины. Тарелок на столе специально выкладывали больше, чем было едоков. Считалось, что души умерших родственников слетаются к столу в этот день, и лишние тарелки были для них. В ряде деревень еду не убирали, оставляли на ночь — чтобы дать душам предков побольше времени на трапезу. Застолье заканчивалось рассказами о былом. Самые старшие члены семейства вспоминали своих, их жизнь и геройства. Этот вечер называли «дедовским»: деды брали слово, могли говорить сколь угодно долго, и прерывать их не смели. В «дедовском вечере», как считается, была и назидательная функция. Юное поколение, слушая их, запоминало историю своего рода, чтобы потом передать ее дальше.
Следующий после родительской субботы день был обыкновенно днем гостей. Ходили к родственникам и друзьям: доедать то, что не съели накануне. Говорили: «Заговляюсь на мясо». Это означало: наедаюсь мясом сегодня, чтобы завтра уже его не есть.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости