Новости – Общество
Общество
«Сухой алкоголь» оказался фантомом
Кадр: youtube.com
Как никому не нужный продукт попал в России под запрет
1 декабря, 2015 19:06
6 мин
Зима началась с ошеломляющей новости: со следующего года в нашей стране запретят «сухой алкоголь». Информагентства бойко цитировали документ на сайте правительства — «дорожную карту», в которой действительно предусмотрена эта мера. Между тем «Русская планета» выяснила, что никакого «сухого алкоголя» в России в принципе не существует, да и в мире он, по сути, никому не нужен. Более того, пока в обществе обсуждалась борьба с алкогольным фантомом, без внимания остались два действительно важных пункта «дорожной карты».
Неуловимый Джо
Еще летом запретить продажу «сухого алкоголя» предлагал замглавы Росалкогольрегулирования Владислав Спирин. В ноябре, на фоне массовых отравлений суррогатным спиртным по всей стране, к теме вернулись на высшем уровне. 26 ноября Дмитрий Медведев утвердил План мероприятий («дорожную карту») по стабилизации ситуации и развитию конкуренции на алкогольном рынке. В нем в числе прочих содержится запрет на продажи «сухого алкоголя» на территории РФ и Евразийского экономического союза. Цель этой меры в «дорожной карте» формулируют так: «Предотвращение распространения "сухого алкоголя" и других новых форм алкогольной продукции».
Эта новость произвела настоящий переполох в СМИ — не каждый день правительство официально запрещает «сухой алкоголь». Но вот что именно подразумевается под «сухим алкоголем», на сайте правительства не говорится. Для того чтобы понять, о чем идет речь, мы обратились к экспертам алкогольной отрасли.
Оказалось, что «сухой алкоголь» — это порошок, впитавший в себя молекулы спирта с различными красителями и вкусовыми добавками. Перед употреблением его нужно в указанной пропорции развести водой. Напиток изготавливается не в заводских условиях, пропорции и прочие нормы при этом могут не соблюдаться — так что отнести его к суррогатам действительно стоит. Вот только в нашей стране такое зелье и безо всяких запретов популярностью не пользовалось и не продается просто потому, что на него нет спроса.
«Никакого рынка "сухого алкоголя" у нас в стране не было и нет, — констатирует директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз. — Опыты по созданию такого продукта в мире были, но популярным продукт не стал. "Сухой алкоголь" просто никому не нужен».
Производители «сухого алкоголя» не добились успеха даже на родине продукта — в США. Хотя, казалось бы, вот где полуфабрикаты обречены на успех. Но нет. Первый патент на «сухой алкоголь» был выдан в Америке еще в 1974 году, и с тех пор все попытки вывести на рынок порошковое спиртное неминуемо заканчивались фиаско.
Пожалуй, больше всего шума наделала недавняя попытка Марка Филлипса — небедного предпринимателя, который увлекался как активными видами спорта, так и распитием спиртных напитков. Во время каждого велопробега или похода он ощущал всю тяжесть своих увлечений — помимо снаряжения приходилось брать с собой еще и тяжелые бутылки со спиртным. А как иначе расслабиться после активного физического отдыха? Магазинов-то в лесу не найдешь. Вот и подумал Марк: а как хорошо было бы захватить с собой пару пакетиков с порошком, развести водой и спокойно выпить на природе.
Вернувшись из очередного похода, он нанял команду специалистов и создал алкогольный порошок. Причем сразу в нескольких вкусах — от «водки» до популярных коктейлей. Уже весной 2014 года его компания Lipsmark LLC объявила, что с осени начнет продавать алкогольную пудру под брендом Palcohol. Продукт даже получил предварительное одобрение отраслевого регулятора ATF.
Сообщалось и о возможном выходе Lipsmark LLC на российский рынок. Но у нас в стране «сухой алкоголь» явно не приживется: качеств настоящего алкоголя он все равно не приобретет, и главное — он не будет дешев. «У нас очень дешевый спирт — порядка 5 рублей за литр, если брать себестоимость без акциза, — рассказывает директор аналитической группы "Алкоэксперт" Юрий Юдич. — Сублимирование спирта приведет только к его удорожанию. Более дорогой продукт низкого качества будет совершенно не востребован. Борьба с "сухим алкоголем" — это борьба с фантомом. Америка — да, страна чудес. Там постоянно появляются какие-то специфичные продукты, а нам это ни к чему».
Алкогольный сепаратизм
В то же время в Плане мероприятий по стабилизации ситуации и развитию конкуренции на алкогольном рынке прописаны две действительно очень важные для регулирования рынка меры. Первая — «Пресечение практики регионального протекционизма», то есть перераспределение системы акцизных сборов.
«Фактически пресекается региональный алкогольный сепаратизм, — рассказывает Вадим Дробиз. — Сложилась такая ситуация: региональные производители, у которых заводы в своем регионе, не пускают на прилавки магазинов чужую продукцию. Властям это выгодно, так как они получают акциз напрямую в свой бюджет. Теперь же весь акциз пойдет в федеральный бюджет».
Таким образом, «дорожная карта» предусматривает создание единого экономического пространства: мол, и нездоровой конкуренции не будет, и регионы перестанут лоббировать интересы своих производителей. «С одной стороны, это правильно, — рассуждает Вадим Дробиз. — С другой — нет, ведь централизованной экономики как таковой у нас нет, а алкогольные предприятия поддерживали свой регион».
Второе новшество, прописанное в правительственном документе, — это «Внедрение единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) в оптовых и розничных точках продажи алкогольной продукции, в том числе в городских и сельских поселениях вне зависимости от численности их населения» с первого квартала 2016 года. Оно позволит обелить легальную розницу. «Сегодня в магазинах с лицензией на продажу алкоголя продается примерно 30% нелегальной водки, — поясняет Вадим Дробиз. — Благодаря ЕГАИС из легальной розницы нелегальная продукция исчезнет. Кроме того, это позволит государству увеличить сборы акцизов примерно на 30 млрд руб. в год».
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости