Новости – Общество
Общество
Страховщики игнорируют финансовые власти
Автовладелец у офиса страховой компании перед оформлением полиса ОСАГО. Фото: Владимир Смирнов / ТАСC
Число жалоб при выдаче полисов ОСАГО растет
13 мая, 2015 06:48
6 мин
Федеральная антимонопольная служба опубликовала данные по количеству жалоб на навязывание дополнительных услуг при выдаче полисов ОСАГО. Статистика неутешительная и, как говорят эксперты, рассчитывать на улучшение не стоит. Страховщики обещают, что после драконовского повышения тарифа автогражданки на 40% начнут работать честнее, юристы же и автомобилисты ждут от них новых уловок, чтобы вытянуть деньги из потребителей.
Согласно данным ФАС, количество жалоб потребителей на навязывание дополнительных услуг при оформлении договора ОСАГО в первом квартале 2015 года составило 1297 — это немногим меньше, чем за весь 2013 год, когда на аналогичное нарушение в ФАС пожаловались 1664 человека. За прошлый же год число таких жалоб перевалило за 7000. Автомобилисты жаловались и в ФАС, и в Российский союз автостраховщиков (РСА) и даже в Банк России, но пока что ощутимых результатов так и не добились.
В пресс-службе ЦБ подтвердили, что жалобы на нарушения при выдаче полисов ОСАГО действительно принимают и рассматривают в Службе по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров, созданной при регуляторе в начале марта прошлого года. «По каждому обращению Служба проводит проверку, запрашивает и анализирует документы. По результатам проведенного анализа заявителю направляется ответ по существу изложенной проблемы, а в случае выявления нарушения страхового законодательства страховщику выдается предписание об устранении выявленных нарушений и/или возбуждается дело об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным КоАП», — объяснили в ЦБ. Так, в 2014 году в адрес субъектов страхового дела было направлено около тысячи предписаний. При этом только за первый квартал 2015 года таких предписаний уже направлено более пятисот.
На практике проверки контролирующих органов не особо пугают страховщиков, даже если закачиваются наложением штрафов или судебными разбирательствами. Так, крупнейший игрок на рынке автострахования компания «Росгосстрах» не раз подвергалась многомиллионным штрафам на основании проверок, проведенных ФАС, но ситуация от этого не меняется. Только на прошлой неделе саратовское УФАС назначило «Росгосстраху» административный штраф за навязывание дополнительных услуг при оформлении ОСАГО в размере 562,5 тыс. руб. Две недели назад на аналогичном нарушении попался курский филиал «Росгосстраха», который оштрафовали на 650 тыс. руб. В других регионах у антимонопольщиков также есть претензии к деятельности компании.
«То, что контролирующие органы принимают меры, когда находят нарушение прав потребителей в действиях страховой компании, совершенно не означает, что страховая компания тут же не найдет другую уловку», — говорит управляющий партнер фирмы «Корпоративная солидарность» Дмитрий Чернокальцев. Прибыль страховой компании складывается по методу «больших чисел», то есть из 100 тыс. обманутых потребителей за свои права пойдут бороться только 10–15 человек, а если сумма незначительная и несопоставима с временными и денежными издержками, то таких потребителей будет еще меньше. «Отщипывая по кусочку, страховщики набивают себе закрома», — констатирует адвокат.
Дмитрий Чернокальцев
Дмитрий Чернокальцев. Фото: polit.pro
До повышения базового тарифа ОСАГО этой весной страховщики оправдывались тем, что страхование гражданской ответственности — убыточный вид бизнеса, который на них «навесило» государство. «Проблемы на рынке ОСАГО сложились в основном из-за недооцененности тарифа по этому виду страхования и усилились на фоне кризиса в стране в конце 2014 года, — заявили "Русской планете" в пресс-службе РСА. — В октябре 2014 года тариф повысили впервые за 11 лет на 23–30%, но этот рост практически сразу "съела" инфляция, и убыточность в ОСАГО тут же стала расти. Как минимум в трети регионов она превысила 100%».
После недавнего повышения тарифа еще на 40% страховым компаниям придется забыть об убыточности ОСАГО. Как заверили в пресс-службе РСА, напряженность на рынке автострахования уже спадает благодаря повышению тарифа: «Страховщики возвращаются в регионы, сокращается число жалоб и обращений в РСА. Мы рассчитываем, что ситуация с навязыванием дополнительных услуг тоже выправится и отдельные недобросовестные страховщики прекратят эту практику».
В Федерации автовладельцев России (ФАР) говорят, что дела с ОСАГО обстоят не так радужно, как описывают в РСА. Как рассказал вице-президент ФАР Дмитрий Клевцов, мониторинг работы страховщиков с ОСАГО показывает, что улучшение статистики всего лишь видимость. «Мы ездим с проверками по регионам и смотрим, как работают страховые компании по выдаче и обслуживанию полисов ОСАГО. Нарушения как были, так и есть, и их много», — сказал Клевцов. «Отношение страховых компаний к потребителю на стадии заключения договора похоже на конфетно-букетный период отношений влюбленной пары. Часто отношения меняются на прямо противоположные, когда дело доходит до выплаты денежных средств, — отметил Дмитрий Чернокальцев. — Когда-то мы коллекционировали самые нелепые поводы для отказа страховых компаний в удовлетворении требований компенсации, и среди них было, например, признание пассажира "пассивным участником" дорожного движения».
При этом страховщики прекрасно понимают, что задержка страховых выплат никаких особых последствий для них не несет. «Просрочка оплаты страхового взноса может повлечь для потребителя отказ в выплате и даже возможность расторжения договора страхования, а вот просрочка выплаты страхового возмещения не влечет для хитрого страховщика никаких последствий», — возмущается Чернокальцев. Если юристы страховщиков понимают зыбкость оснований для отказа в выплате, они убеждают своих работодателей выплатить возмещение, не дожидаясь решения суда, и таким образом избежать штрафа в размере половины причитающейся компенсации в пользу автомобилиста. В таком случае все, что страховой компании придется заплатить сверх суммы компенсации, — это проценты по ставке рефинансирования. «Таким образом, потребители практически бесплатно кредитуют крупных страховщиков, сделавших системой заниженные добровольные выплаты страхового возмещения или их задержки», — заключил адвокат.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости