Новости – Общество
Общество
Рождество Пресвятой Богородицы
Рождество Богородицы, псковская икона XVI–XVII веков
Ее рождение открыло путь в новую эпоху, считают богословы
21 сентября, 2015 07:00
5 мин
21 сентября Православная церковь празднует Рождество Пресвятой Богородицы — первый в череде двунадесятых праздников годового цикла. О нем не сказано в Писании, но предание, отшлифованное веками, восстановило цепь событий.
Рождество
Предание говорит нам о Рождестве Марии следующее: в городе Назарет жила благочестивая пара — Иоаким и Анна (интересно, что привязка Рождества Богородицы к Назарету свойственна русской традиции: на ней настаивал в XVII веке святитель Димитрий Ростовский; другая версия, распространенная в ряде восточных Церквей и на Западе, говорит, что Рождество Девы имело место в Иерусалиме).
Были супруги уже немолоды, но бесплодны, и молились о даровании им ребенка, обещая: если родится у них сын или дочь, то жизнь его будет посвящена служению Богу. В иудейской среде того времени бесплодие считали Божьим наказанием за грехи, бездетность навлекала всеобщий позор. Предание сообщает: из-за того, что у Иоакима не было детей, священник в храме не разрешил ему принести жертву. Он назвал Иоакима «неугодным Богу», так как он «не создал потомства Израилю».
В скорби Иоаким удалился в пустыню, где молился в течение сорока дней и ночей. Ветхозаветный патриарх Авраам родил Исаака, когда ему было 100 лет, а его жене Сарре — 90. Как человек благочестивый, Иоаким верил: Бог пошлет потомство, если не оставлять молитв и продолжать верить.
Жена его Анна оставалась дома, и было ей видение. В один из дней она увидела ангела, который возвестил ей о скором зачатии: «…ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире». Одновременно ангел явился и Иоакиму в пустыне. «Радуйся, — благовествовал он. – Ибо Господь внял молитвам твоим».
Прошли положенные сроки, и Анна родила девочку, которую назвали Мария. Сказанное ангелом сбылось: прошло более двадцати веков, но о ее потомстве продолжают говорить до сих пор.
Источники
В Писании нет подробностей о Рождестве и житии Пресвятой Богородицы. Одним из первых источников, который говорит об этом, историки считают так называемое Протоевангелие Иакова. Появление этого апокрифического текста относят к концу II века. Апокрифами называют произведения иудейской и раннехристианской литературы, составленные в подражание книгам Священного Писания, о священных лицах и событиях. Церковь не признает каноничность апокрифов. Тем не менее некоторые сюжеты апокрифических текстов, согласованные с каноническими свидетельствами и переработанные, приняты Церковью и составляют часть Священного Предания.
Автор Протоевангелия Иакова доподлинно неизвестен. По одной из ранних версий, это Иаков «брат Господень» — сын Иосифа до его обручения с Девой Марией, один из семидесяти учеников Христа, поставленный первым епископом Иерусалима. Современная богословская наука опровергает это авторство. Иаков был казнен иудеями в 62 году, а стилистика Протоевангелия говорит о том, что его написали значительно позже, не менее чем через сто лет после кончины апостола. Автор книги был мало знаком с обычаями и бытом иудеев времени, описанного в книге, пришли к выводу исследователи.
Протоевангелие Иакова входит в свод так называемых евангелий детства — это апокрифические тексты, рассказывающие о ранних годах жизни Иисуса Христа и о событиях, их сопровождавших.
Праздник
Точное время появления праздника Рождества Пресвятой Богородицы в церковном календаре неизвестно. Исследователи полагают, что, вероятнее всего, праздник появился на рубеже VI–VII веков. Он получил распространение сначала в Восточной церкви, а затем перекочевал на Запад.
Упоминания о празднике есть и в более ранних документах, однако историки считают их ложными. О Рождестве Пресвятой Богородицы, как полагали ранее, писал уже в V веке Константинопольский архиепископ Прокл, однако затем установили, что слова о празднике принадлежат не самому Проклу, а редакторам его трудов, жившим позже. То же касается и работ папы Римского Геласия, жившего в V веке. Наука выяснила, что «Сакраментарий Геласия» (сакраментариями на Западе называли собрания богослужебных текстов), где есть упоминание о празднике, на самом деле написан не в V веке, а в VII.
Рождество Пресвятой Богородицы — двунадесятый праздник, входящий в цикл так называемых богородичных праздников. Они стали появляться в церковном календаре начиная с IV века. Связано это было, вероятно, с усилением почитания Богородицы после Эфесского собора 431 года (там обсуждалось, в числе прочего, и как правильно называть Деву — Богородицей или Христородицей. Несторий, один из иерархов, выступавший за наименование «Христородица», был осужден собором как еретик — в итоговом решении его назвали даже «новым Иудой»).
На Руси праздник Рождества Пресвятой Богородицы совпал по времени с народным праздником встречи осени. Символ этого праздника — «матушка Осень», или «матушка Осенина». Сельские жители нередко отождествляли его с образом Богородицы.
Значение
Церковь учит, что через Рождество Божией Матери начал исполняться божественный план спасения человечества.
«Божия Матерь послужила делу нашего спасения, родив Иисуса Христа, Сына Божьего и Сына Человеческого… От Рождества Его Пречистой Матери началась новая эпоха в истории всей человеческой цивилизации, ибо впервые за все времена Бог открыл людям, что главным законом их жизни должен быть закон любви», — сказал в одной из проповедей патриарх Кирилл.
Богородица — на все времена самый сильный ходатай христиан перед Богом, писал святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Она — наша Надежда… Она отводит от нас тучи праведного гнева Божия, отверзает нам древний рай … Она тысячекратно спасала и спасает Россию — с начала и доныне».
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости