Новости – Общество
Общество
Право на чистоту
Посетители Государственной Третьяковской галереи. Фото: Светлана Павлова / ТАСС
Почему в обществе необходимы табу
16 апреля, 2015 20:17
9 мин
Два дня общественность обсуждает эротический танец «Винни-Пух и пчелы», исполненный подростками из Оренбурга. Почему появление детской эротики, а самое главное — ее спокойное обсуждение стало возможным и нужен ли нашей стране такой «заходер», пыталась разобраться «Русская планета».
Больше всего на роль эксперта подошел бы американский социолог и вице-президент Макинского центра публичной политики Джозеф Овертон (1960–2003), сформулировавший теорию «окна возможностей». Она описывает методику изменения границ, которые могут быть приняты обществом. Принцип действия — введение в зону обсуждения (окно) предложений, которые кажутся поначалу совершенно неприемлемыми. Овертон делил мнение общества о той или иной идее на следующие стадии: 1 — немыслимо, обсуждение невозможно, на идею наложено жесткое табу; 2 — радикально, идея проговаривается некоторыми членами общества, но оценивается как маргинальная; 3 — приемлемо, у нового предложения появляются сторонники, общество легализует новацию; 4 — разумно, у идеи появляется серьезная «доказательная» база, она становится все более популярной; 5 — популярно, большинство населения начинает придерживаться новых обычаев; 6 — правило, обычаи закрепляются в правилах поведения или законах. С помощью этой политической технологии через СМИ и другие общественные институты возможно как легализовать любую идею, так и изменить отношение общества к любому табу.
Окно в Европу оказалось окном Овертона
Прорубив 25 лет назад окно в Европу, наша страна испытала технологию Овертона на себе и столкнулась с сильнейшей и деструктивной информационной войной, уверена доцент МГИМО Ольга Четверикова. «Война направлена на изменение не только политических взглядов, но и всего мировоззрения народа. Объектом поражения является определенный тип мировосприятия», — рассказала Ольга Четверикова «Русской планете» — Борьба ведется крупнейшим богатейшими транснациональными компаниями, которым нужно и устранить конкурента, и окончательно завладеть богатствами 1/8 суши, и выйти на беззащитный российский рынок».
Этой же точки зрения придерживается и директор института демографической безопасности, детский психолог, член Общественного совета при уполномоченном по правам ребенка при президенте РФ Ирина Медведева. Она считает, что многие родители являются жертвами многолетней информационной войны, когда людям извне навязываются патологические модели поведения.
Ольга Четверикова
Ольга Четверикова. Фото: «Русская планета»
Как ребенок, выросший в Советском Союзе, я помню, что самая лучшая жвачка — американская, видеомагнитофоны — японские, а духи — французские. Получалось, что самый лучший из миров ограничен странами Запада. Как мы помним, из сочинений дедушки Ленина, важнейшим из искусств является кино. Поэтому еще до развала СССР чередой пошли фильмы, разоблачающие «ужасную» советскую действительность. В 1988 году «Маленькая Вера» произвела сенсацию. Впервые был показан половой акт. Впервые было внятно показано отношение «элиты» к простым людям — быдлу и уралвагонзаводу, как сейчас сказали бы. Напористо набросаны женские портреты — или тупая мать-клуша, или женщина нетяжелого поведения. Правда, тогда фильм еще вызывал возмущение, люди уходили с сеансов, писали гневные письма. В 1989 году на экраны вышел фильм «Интердевочка». Это было уже программное произведение. Режиссер показал новый женский идеал для новой демократической страны — валютная проститутка, неверная подруга и вообще не мать. Главное — иметь иностранное бабло и уехать после тяжелого постельного труда на родину дешевых стульев ИКЕА. Не случайно мама главной героини Тани Зайцевой — преподавательница русского языка и литературы. Она прозябает и оказывается ненужной со своим багажом ухватистой валютной «недогейше». Не нужен оказывается и «старый» идеал женщины — Татьяна чистая душой, верная подруга и добродетельная мать.
В большинстве фильмов 90-х годов главные героини как на подбор красивые, развращенные, бездетные, готовые ради денег пойти на все. Помню, как однокурсницы мечтали о богатых спонсорах, а знакомые уезжали танцовщицами в Европу в надежде подцепить пожилого европейца. Ничего не изменилось с тех пор. Поэтому бедные девочки из Оренбурга вполне вписываются в современные «нормы», когда от женщины ожидается быть новой Таней Зайцевой — сексуальной, развращенной и беспринципной. И вершина удачливости — уехать из Оренбурга, если повезет, то на Запад, если не повезет, то в Москву.
Поэтому вопросы вызывают не бедные дети, а их родители, руководство ДК, хореограф. Собственно, у нас и члены комитета Госдумы по культуре не видят ничего страшного в детских эротических танцах. Так, Мария Максакова в интервью радиостанции «Говорит Москва» назвала эту темой раздутой. «Это все ерунда, школьницы наши все знают, для них уже давно секретов никаких нет». По словам Ольги Четвериковой, поколение родителей девочек — несчастные и проблемные люди. «Эти люди родились в СССР, но выросли уже в новой стране. Старые нормы рухнули, к религии эти люди не пришли, оказались в ценностном вакууме,— считает доцент МГИМО. — В каком-то смысле это потерянное поколение. Поэтому не удивительно, что мамы девочек из танцевальной студии "Кредо" одобряли их занятия, на которых фактически происходило растление детей».
Поведение душевнобольного как норма
Специалисты приходят в ужас от того, что льется с экранов телевизоров и мониторов компьютеров. Детский психолог Ирина Медведева рассказала «Русской планете», что эротические движения растормаживают раньше времени сферу влечения. «У девочек и без того подростковый возраст, играют гормоны. Когда этот период наступает, то по правилам педагогики и педиатрии, детской психологии необходимо отвлекать внимание детей от половой сферы. Поэтому ребенку повышают спортивные нагрузки, вводят дополнительные занятия, — говорит Ирина Медведева. — Тут все наоборот. Девочки не только показали эротические танцы на сцене, до этого они много раз репетировали, значит, эта сфера часто растормаживалась».
По словам детского психолога, это вредно не только с точки зрения нравственности, но и с точки зрения психического здоровья. Следствием преждевременной эротизации может стать и отставание в умственном развитии, и разрушение естественного для психически сохранного человека чувства интимного стыда.
«Нашим людям уже несколько десятилетий со времен перестройки все активнее и активнее внушают, что расторможенность, свойственная душевнобольным, — это раскованность, а естественная для нормального человека стыдливость — это ханжество и зажатость», — говорит Ирина Медведева. — Отсутствие интимного стыда свойственно тяжело душевнобольным. Когда нормальных детей провоцируют имитировать бесстыдство больного человека, может ли их психика остаться сохранной?»
Именно этим можно объяснить тот немыслимый факт, что фактически растление детей стало предметом обсуждения и шуток. «Люди не хотят быть белыми воронами, хотят быть в русле современных тенденций, ориентирующих на бесстыдство, — считает она. — В глубине души они чувствуют по-другому, но говорят, что ничего особенного в таких непотребных танцах нет».
Ирина Медведева
Ирина Медведева. Кадр: YouTube
Что делать?
Ирина Медведева советует родителям, с одной стороны, создать в семье условия, которые бы оберегали психику детей, с другой стороны, понимая, что ребенок из гнезда выпорхнет быстро, активнее участвовать в общественной жизни и протестовать против растления народа, в том числе и против растления детей.
«Растление с помощью сексуального просвещения, порнографических танцев, жутких спектаклей и фильмов, рекламы, интернета — это ядерная бомба для психики ребенка. Растление детей особо тяжкое преступление, но до сих пор нет статьи за интеллектуальное растление, а сегодня оно самое страшное, — говорит детский психолог. — Надо требовать введения нравственной цензуры, чтобы ребенку было обеспечено основополагающее право — право на чистоту».
Ольга Четверикова также призывает не молчать, активнее доносить свое несогласие с происходящим. Особенно это касается телевизионной политики. «Почему существуют такие программы, как детский "Голос", в которых маленькие дети вынуждены копировать поведение взрослых и распущенных людей?» — возмущается она.
Если абстрагироваться от религии, морально-нравственные ценности — это те нормы поведения, которые человечество вырабатывало в течение тысячелетий, и именно они спасали людей от «самовыпиливания». За их границей заканчивается хомо сапиенс и начинается просто двуногое животное, мыслящее не разумом, а инстинктами — пищевым, половым, выживания. Поэтому если мы хотим сохраниться как народ, как государство, мы должны не разрушать эти паттерны (модели. — РП.) поведения, а присмотреться к ним повнимательнее и увидеть все те же самые 10 заповедей, данные Моисею.
«Разрушение нравственности всегда сказывается отрицательно на психике. И наоборот, нравственное поведение гармонизирует даже больную психику», — говорит Ирина Медведева.
Психолог подчеркнула, что коллективное бессознательное (глубинная генетическая память этноса) русского народа сформировано тысячелетней историей православия. Для людей русской культуры целомудрие, чистота, стыдливость — это сверхценность. Следуя же новым уродливым моделям, сознательная и бессознательная часть психики вступают в конфликт, вызывая невроз. Поэтому самое правильное поведение этот конфликт погасить, сознательно вернувшись к традиционным ценностям.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости