Новости – Общество
Общество
Кто патриотичнее: русские или американцы?
Фото: Антон Новодережкин/ТАСС
Пранк-группа «Ракамакафо» пыталась выяснить, кто из представителей двух народов охотнее продаст Родину за реальные деньги
25 февраля, 2016 19:00
7 мин
Николай Соболев и Гурам Нармания из Санкт-Петербурга веселят публику тем, что устраивают так называемые пранки, снимают их на видео и выкладывают в YouTube. Слово prank происходит от английского словосочетания practical joke, что означает розыгрыши, социальные эксперименты, основанные на реакциях людей в нестандартных ситуациях. Это своего рода провокации, которые часто называют «милыми», но не всегда.
Несколько раз Николай и Гурам попадались на постановке, но публика прощает «Ракамакафо» такие мелочи. Видимо, еще и за то, что ребята из Петербурга в своем творчестве берутся за темы, которые бессмертным грандам нашего сатирическо-юмористического цеха кажутся или слишком социальными, или недостаточно пошлыми и глупыми — в общем, «несмешными», чтобы быть представленными на большом экране отечественного телевидения.
На сей раз «Ракамакафо» разместили в YouTube ролик под действительно провокационным названием «Продажа родины / USA vs. Russia Patriotism Experiment». Слоган акции: «Сколько стоит Родина?» Суть серии интервью с американцами и русскими, проведенных, по словам авторов, в жанре «патриотического эксперимента», заключалась в том, что одним и тем же людям задавались вначале вопросы определенного толка: «Вы любите свою страну? Вы патриот? Вы уехали бы отсюда?» Все опрошенные, и русские, и американцы, отвечали как положено — в том духе, что это самая лучшая страна, да, я патриот, что бы тут ни случалось, я никуда не уеду, ибо люблю свою Родину и т.п.
Акция «Ракамакафо»: Продажа родины / USA vs. Russia Patriotism Experiment
А следующий вопрос — скорее, это было предложение — звучал так: «Если я дам вам 10 долларов (в США) или 500, а то и 1000 рублей (в России), то сможете ли вы сказать что-нибудь плохое про свою страну и хорошее про чужую?» Результат превзошел все ожидания: из американцев отказался продать свою Родину только один человек, а другой искренне (без денег) сказал, что Россия лучше, чем США. Остальные совершенно спокойно, немножко пококетничав и похихикав, соглашались сказать что угодно. В нашем же Отчестве от сего коммерческого предложения отказались все без исключения, даже бомж, явно нуждавшийся в деньгах, чтобы опохмелиться. «И какие же мы русские молодцы! И какие же американцы продажные!» — эту фразу кто с радостью, кто с сарказмом, в зависимости от своей зависимости от либеральной пропаганды, могли после просмотра произнести все 1 465 048 зрителей, просмотревших ролик.
Можно без всяких сомнений сказать, что с точки зрения чистой социологии ролик хронометражем всего менее шести минут, половина которого показывает реакцию русских, половину — американцев, репрезентативным считать никак нельзя. Но есть одна особенность, которая заставляет задуматься о нравственном облике нас, русских. Вообще на халяву и уксус сладкий, говорят в России. Известны также пословицы: «Даровой рубль дешев», «Горе деньги нажить, а с деньгами и дураку можно жить», так что всякое бывало в России из-за денег. А про предательство — и не за рубли, а как раз за американские доллары — мы можем узнать из информационного выпуска любого российского СМИ.
Известно также, что у американцев иное отношение к деньгам вообще. И оно имеет в большинстве случаев не нравственную, а историческую природу. Дело в том, что — нужно отметить прежде всего — Соединенные Штаты Америки не социальное государство. И никогда им не было и никогда не будет, несмотря на наличие каких-то мизерных элементов социальных европейских институтов. Более того, США и создавались как «антисоциальное государство»: всем были обещаны равные свободы и возможности, а уж как ты этим распорядился и чем твоя личная история кончилась — это твои и только твои проблемы. Существует, конечно, развитая благотворительность, и тем не менее для американцев деньги — это все: это благо, за которое они работают, это добродетель, за которую их оценивают, это статус и положение в обществе, это, в конце концов, их личная самооценка.
Роли денег в обществе посвящены лучшие романы американской литературы. Десятки известных писателей описывали истории упадка богатых семей и крушение идеалов успеха, «американской мечты». Перед читателями проходят один за другим образы людей, прошедших извилистый путь от контрабандиста до миллионера и не брезговавших самыми грязными средствами для достижения своих целей. Именно североамериканская литература достоверно показывает, что материальное благополучие не может быть залогом счастья. А деньги обладают разрушительной силой. Деньги разрушают дружбу, любовь, человечность. Авторы часто показывают, что на хваленых американских выборах «всем правят деньги».
В русской литературе мы видим другие, более духовные цели и задачи, решаемые нашими авторами. И разрушающая человека проблема денег там тоже присутствует, но занимает гораздо меньшее место, чем в американской литературе. А вот русские пословицы почти все негативно характеризуют увлечение презренным металлом. «Копил, копил, да черта и купил». «Кто богат, тот и рогат». «Даровой рубль дешев, нажитый дорог». «Денег много, да разума мало». «В аду не быть — богатства не нажить». «Богатство с рогами, бедность с ногами. Будешь богат, будешь и рогат». Это четко характеризует народное сознание.
Сребролюбие, стяжание — к сожалению, грех всего человечества и всех народов. Ведь недаром Господь Иисус Христос попустил Иуде изменить Ему исключительно по причине сребролюбия. И здесь очень важным в контексте нашего разговора является то обстоятельство, что Иуда обнаруживает свою жадность публично, открыто, не стесняясь, бесстыдно. «Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников» (Мф. 26:14-15). А преподобный Иоанн Кассиан Римлянин акцентирует: «У Иуды за сребролюбием последовало предательство».
Трагедия, возможно, невольно показанная пранк-группой «Ракамакафо», говорит не о том, что русские хороши, а прежде всего показывает, насколько ужасно то, что делают американцы. Они после — сомневаться не приходится, совершенно искренних — слов о патриотизме, о своей любимой стране на глазах у всех берут деньги, какие-то гроши вообще-то, и начинают сходу предавать свою Америку. А что тут такого, могут сказать многие из них в свое оправдание, это же за деньги. А за деньги не стыдно, ибо это самое важное.
Но самое главное в этой истории — что говорящие делают это потому еще открыто, что считают себя «честными». У нас тоже завелась эта поговорочка: «Что естественно, то не стыдно». Или фразы такого рода: «Я сплю со всеми подряд и не скрываю этого только потому, что я не ханжа, а честный человек». Ну уж не будем говорить о честнейших содомитах, совершающих так называемый каминг-аут и превращающих свой грех (который можно было бы еще искупить) в ложную добродетель, в «правду». А исправить такое состояние души, когда по-честному за белое выдается явно черное, уже гораздо тяжелее.
Св. Иоанн Златоуст констатирует: «Душа, однажды плененная любостяжанием, уже не может легко и удобно удерживаться, чтобы не сделать или не сказать чего-либо такого, что прогневляет Бога, так как она стала рабой другого господина, который повелевает ей все, противное Богу».
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости