Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Казацкие войны

«Подвоз пушек Пугачеву» Михаила Авилова. Фото: РИА Новости
Разин, Булавин, Пугачев — бунтовщики, революционеры или националисты?
Николай Лысенко
28 августа, 2014 08:30
20 мин
Борьба казаков с русским самодержавием в ХVII–ХVIII веках, начатая атаманами Степаном Разиным и Кондратием Булавиным, продолженная затем Емельяном Пугачевым, до сих пор является terra incognita русской историографии. В угоду той или иной господствующей в России идеологии эта борьба казаков за свободу национального развития последовательно получала наименования бунтов, буржуазных революций и даже — в сталинскую и послесталинскую эпохи — крестьянских войн. Однако при всей разности идеологических установок ангажированные историки неизменно упускали из виду главное — все эти «бунташные войны» с русским самодержавием возникали по почину казаков и велись почти исключительно этническими казаками Дона, Урала и Терека.
Бунт в форме войны
Нужно признать, что самое первое определение казацких национальных восстаний против русского самодержавия, названных историками ХVIII–ХIХ веков  «бунтами», оказалось по смыслу ближе всего к сути явления. Любое вооруженное выступление граждан данного государства против действующей, так называемой законной, власти можно назвать бунтом. С одной поправкой: «бунт» — по смыслу слова — явление стихийное, спонтанно возникшее, чаще всего неожиданное, причем как для властителя, так и для самого бунтовщика.
Выступления Разина, Булавина и даже Пугачева бунтами не были, ибо они готовились планомерно, последовательно и уж, во всяком случае, для самих «бунтовщиков» неожиданными не стали.
Историки ХVIII–ХIХ веков понимали всю смысловую разность понятий «бунт», «восстание» и «война», тем не менее последовательно именовали казацкие антиправительственные выступления «бунтами», поскольку именно так их квалифицировала самодержавной власть.
Кондратий Булавин. Источник: zuma.su
Кондратий Булавин. Источник: zuma.su
В эту эпоху российская государственная идеология еще не определилась четко: кем же выгоднее для нее считать казаков — самобытным народом или русским сословием? В такой идеологической паузе назвать вооруженную борьбу казачества с самодержавием просто «бунтом» представлялось наилучшим вариантом: спонтанно восстали, мол, на границе державы какие-то «воровские люди» — схватились непонятно отчего за оружие.
Эту идеологическую неясность зафиксировал, например, историк Алексей Левшин, указав в своем труде, что современные ему казаки «утратили древнее имя свое и последнюю слабую тень демократического внутреннего правления». Столь непонятный социум, восставший под предводительством Пугачева где-то на далеком Яике, заслуживал, по мнению историка, самого сурового наказания. Левшин был как будто бы даже несколько недоволен, что «Екатерина II поступила с ними тогда с большею кротостию, нежели они заслуживали».
Нужно отметить, что почти все русские историки и публицисты, за исключением Пушкина и Добролюбова, рассматривали казацкие вооруженные выступления ХVII–ХVIII веков как бессмысленные, спонтанные бунты. Демонстративно оставляя «за бортом» своих исследований этносоциальные причины казацких войн, официальные историки Российской империи одобряли действия правительства не только по жесткому подавлению казацких восстаний, но и по ликвидации остатков реальной автономии казаков.
Эту точку зрения не разделял, очевидно, Пушкин. В 1834 году он издал свое первое основательное историческое исследование «История Пугачевского бунта». Не пытаясь слишком открыто оппонировать официальной точке зрения,  Пушкин с замечательным историческим тактом попытался показать подлинную причину войны уральских и донских казаков под командованием Пугачева. Основание для борьбы — желание казаков сохранить свою реальную национальную автономию, методично стесняемую и уничтожаемую русским самодержавием. «Полное понятие о внутреннем управлении яицких казаков, — писал Пушкин, — об образе казацкой жизни их и прочих народных обычаях необходимо для совершенного объяснения Пугачевского бунта».
Генеральную идею Пушкина об этническом казацком характере восстания и последующей войны Емельяна Пугачева с имперской Россией всецело разделял Николай Добролюбов.
В одной из своих полемических рецензий, посвященных Пугачевской эпопее, Добролюбов убедительно показал тенденциозность и внеисторичность попыток «опровергнуть мысль Пушкина, что причиной пугачевского бунта были яицкие (уральские) казаки и что Пугачев был только орудием их». Критик отмечал, что только в результате военного поражения казаков в бою с русским самодержавием стала возможной совершенно невероятная до 1775 года ситуация, когда «вся войсковая иерархия стала избираться не свободными голосами казаков, а по произволу правительства». В завершении статьи Добролюбов высказывает революционную для своего времени мысль, что «поводом к уничтожению Запорожской Сечи был яицкий бунт, точнее, испуг правительства Екатерины от единодушной поддержки его идей всеми казаками».
Буржуазная революция мелкобуржуазных казаков
Династия Романовых пыталась лишить казаков самобытного этнического статуса, планомерно подменяя ее мягкой формой русификации — в виде признания казаков особым сословием, учреждением в среде казачества потомственного дворянства, насаждая в их землях сугубо русские формы земледелия.
Большевики, пришедшие к власти в октябре 1917 года, не признавали за казаками вообще никаких статусов и, соответственно, никаких прав, за исключением, единственного «права», как писал Лев Троцкий — «быть уничтоженными поголовно — как зоологическая среда».
«Уральские казаки на марше», картина неизвестного художника
«Уральские казаки на марше», картина неизвестного художника.
Вместе с тем большевистские идеологи столкнулись с большой проблемой при выстраивании собственных историографических конструкций, которые должны были полностью заменить «устаревшую», по мнению большевиков, дореволюционную историческую науку. В этих конструкциях оказалось невозможным обойтись без объяснения феномена казацких войн с русским самодержавием в ХVII–ХVIII веках, поскольку исторически первыми бросили вызов русским самодержцам не рабочие Питера, не так называемые «народовольцы» и даже не согбенный крепостничеством Петра I русский крестьянин. Этот вызов, эту «дуэльную перчатку» бросили русским царям именно казаки Разина, Булавина и Пугачева, которые, по определению Ленина, Троцкого, Свердлова и других теоретиков большевизма, не могли быть никем иным, кроме как «нагаечниками», «псами самодержавия» и «душителями русской свободы».
Проплыть между Сциллой и Харибдой было поручено известному большевистскому академику Михаилу Покровскому. Задача, решаемая с применением основного принципа детской игры «Да и нет — не говорите; черное с белым — не берите», оказалась действительно непростой. Покровский преодолевал все преграды фактов и логики методом проб и ошибок.
Первоначально историк пошел наиболее простым путем и без излишних сомнений объявил казаков крестьянами. «Самое большое восстание, с которым пришлось иметь дело первым Романовым, — писал в 1920 году Покровский, — было восстание казацко-крестьянское, вышедшее с Дона, восстание Степана Разина». В этом же году, в изданных лекциях по историографии, Покровский красной линией подчеркивал «крестьянское существо казацких масс».
Грубую ошибку историка немедленно заметили и, видимо, не менее грубо его одернули. Еще бы! В 1920 году юг России пылал — на пике была война с Добровольческой армией генерала Деникина. «Казацкие массы» шашками и пулеметами  перемалывали русские «крестьянские массы», которые неутомимо вели на Дон, Урал, Кубань и Терек «железные комиссары». О каком «крестьянском существе казацких масс» можно было в этих условиях говорить и писать!
Новый мозговой штурм, в который погрузился большевистский историк, неожиданно привел его к подлинному творческому озарению. Казаки были объявлены «мелкобуржуазной средой, подчас порождающей мелкобуржуазных революционеров», а их войны ХVII–ХVIII веков с романовской Россией, по мнению Покровского, были вызваны «господством торгового капитала». Казацкая освободительная эпопея под командованием Емельяна Пугачева оказалась, по убеждению Покровского, — «безнадежной по объективным условиям попыткой настоящей буржуазной революции эпохи торгового капитала».
Свежий взгляд академика на «казацкую принадлежность» войн Разина, Булавина и Пугачева активно поддержали востребованные пролетарские историки. Наиболее основательный из них Сергей Тхоржевский в объемном труде «Пугачевщина в помещичьей России» решился даже развить мысль Покровского, указав, что выступление  Пугачева «было движением буржуазным по своей объективной цели, но глубоко демократичным по социальному составу». Взгляд на казаков ХVII–ХVIII веков как на неких вненациональных «мелкобуржуазных революционеров» разделяли и такие весьма известные в раннюю большевистскую эпоху историки, как Меерсон и Пионтковский.
Крестьянские войны казацкого народа
В середине 30-х годов ХХ века большевизм «с лицом товарищей Ленина и Троцкого» был разгромлен партийной группой Сталина. Столь значительное изменение строя партийной жизни не могло не затронуть такой важный аспект внедрения массовой идеологии, как преподавание истории в школах и вузах. Об абсолютно доминирующем казацком контингенте в войсках атаманов Разина, Булавина и Пугачева велено было раз и навсегда забыть. Теперь этнические казаки Дона, Урала и Терека вновь стали «крестьянскими массами, восставшими с целью избежать закрепощения и стать на путь свободных мелких собственников».
В официальных «Замечаниях по поводу конспекта учебника по "Истории СССР"», которые подписали Иосиф Сталин, Сергей Киров и Андрей Жданов, подчеркивалось: «Конспект изобилует всякого рода затасканными трафаретными определениями — вроде "Разинщина" и "Пугачевщина"».
«Степан Разин» Сергея Кириллова
«Степан Разин» Сергея Кириллова.
Советские историки не могли не отреагировать на столь высокое указание. Из-под пера маститых советских ученых стройной чередой стали выходить исследования, в которых какие-либо, даже самые косвенные, указания на казацкую природу «бунташных войн» ХVII–ХVIII веков вообще отсутствовали.
Академик Милица Нечкина в коллективном труде «Против исторической концепции М.Н. Покровского» предложила коллегам творчески использовать указания свыше. «Термины "разинщина" и "пугачевщина" — бесспорно дворянского происхождения, — писала Нечкина, — в самой их структуре отражено презрительное и полное ненависти отношение дворянина к массовому крестьянскому движению. Учтя указания товарищей Сталина, Кирова и Жданова, наши историки заменили эти презрительные дворянские термины на более правильные».
«Более правильным» было признано, вплоть до периода Великой Отечественной войны, вообще забыть о существовании народа казаков, об их национальной истории и самобытной культуре. К этому решению подталкивала, по-видимому, не столько идеология, сколько фактическая обстановка в былых казацких областях Юга России. После эпохи «расказачивания» 1920–1930-х годов этнических казаков даже в крупных станицах оставалось не более 10–12% населения, а некоторые области былого «казацкого пояса» России были очищены от них полностью. Традиционная казацкая культура не только не развивалась, но даже не упоминалась в качестве таковой в официальных советских и партийных документах. Народ, не имеющий в актуальном сегодня ни имени, ни культуры, по мнению советских идеологов, не нужно было упоминать даже ретроспективно.
В сталинскую эпоху и период «оттепели» в советской историографии вышла целая серия научных трудов по истории войн Разина, Булавина и Пугачева, в которых вообще не говорилось о казацком происхождении этих атаманов. В обиходе укоренился термин «крестьянская война».
Академик Лев Черепнин писал, например, так: «Крестьянская война при феодализме первых Романовых — это разновидность гражданской войны угнетенного класса против класса угнетающего, крепостных крестьян против помещиков». Остается только удивляться тому, каким «научным способом» смог усмотреть уважаемый советский историк во многих тысячах казаков, примкнувших, например, к Разину и Булавину, — «крепостных крестьян»?
Даже наиболее объективные исследователи советского времени были принуждены рассматривать борьбу этнических казаков за свободу своего национального развития исключительно через «общерусскую призму». «Нельзя не считаться с тем, — писал в 1970-х годах прошлого века известный историк Владимир Мавродин, — что к концу ХVI века в жизни русского народа стало играть все более заметную роль казачество. Оно, как нам кажется, начинало крестьянские войны, возглавляло восставших крестьян, составляло их основную боевую силу».
Нужно отдать должное профессору Мавродину — пусть с оговоркой и «эзоповым языком», но он сумел донести до своего читателя главное: казаки действительно были «альфой и омегой» тех повстанческих войск, которые под водительством казацких атаманов шли на борьбу, по словам Кондратия Булавина, — «со скурвыми царями». И боролись дети Дона, Урала и Терека, конечно, не за «юрьев день» для крестьян Вологды и Тулы, но за свободу исконно казацких земель от всякого присутствия там московитских крепостей и царских мытарей. С другой стороны, невозможно представить, чтобы в контексте борьбы со «скурвыми царями» мог не только действовать, но хотя бы мыслить великорусский крестьянин, пропитанный с младенчества самым искренним монархизмом.
Гражданская война граждан с негражданами
В эпоху перестройки труды, посвященные «бунташным войнам», стали более разнообразными. Появились работы казацких по происхождению исследователей, которые рассматривали войны Разина, Булавина и Пугачева с Московией и имперской Россией как важнейшие явления собственно казацкой этносоциальной истории. Хотя некоторые из упомянутых работ не смогли избежать увлечения наивным этноцентризмом, в целом появление такого толкования «бунташных войн» можно расценить как безусловно положительное явление.
Другой поток постперестроечных историографических изысканий о периоде ХVII–ХVIII веков состоит, к сожалению, из текстов, повторяющих старые историографические установки.
Емельян Пугачев в тюрьме. Источник: wikimedia.org
Емельян Пугачев в тюрьме. Источник: wikimedia.org
Известный историк Руслан Скрынников как-то неожиданно назвал казацкие походы Ивана Болотникова «первой гражданской войной». После этого началось повальное увлечение современных русских историков периодизацией «гражданских войн» в ХVII–ХVIII веках.
«Все четыре движения (все казацкие — Болотникова, Разина, Булавина, Пугачева. — Н.Л.), которые в советской историографии фигурируют под наименованием "крестьянских войн", — пишет современный историк Михаил Сокольский, — можно назвать главой или эпизодом в эпосе многовековой борьбы русского народа против сил всеподавляющей централизации». Ниже автор предлагает, вслед за Скрынниковым, считать «все четыре движения гражданскими войнами».
С подобной точкой зрения трудно согласиться. Хотя бы потому, что вся история русского народа свидетельствует о том, что русские люди всегда стремились к государственной централизации, ибо только она помогала им сохранять свою государственную независимость между молотом Востока и наковальней Запада. Государственную централизацию последовательно отвергали только русские старообрядцы, но не потому, что считали государственную систему злом в принципе, а потому, что считали современное им государство Романовых порождением антихристовых реформ патриарха Никона.
Другое дело казаки. Казацкий этнос никогда не считал государственную систему благом, а меньше всего — государственную систему Московии и последующей имперской России. «Тебе, государь, счастливо быти на белой Москве, — писали донцы царю Михаилу Романову, — а нам, казакам, на тихом Дону». Первое грозное предупреждение атамана Степана Разина московскому царю состояло в демонстративном отказе переписать для астраханской воеводской канцелярии всех участников казацкого похода на Персию. «Негоже вести переписки де казаком на Дону и на Яике, — объяснил свою позицию послу Степан Разин, — и нигде такого по их казацким правам не повелось». Трудно подозревать, что этот казацкий атаман мог посчитать себя хотя бы на одну минуту действительным подданным Московского государства.
Еще более невероятной кажется версия историка Александра Станиславского, полагающего, что в ХVII веке шла гражданская война между казачеством и русским дворянством как за господство в армии, так и за доходы. Казаки, по мнению историка, «выдвигали требование рассматривать их как служилое сословие со своими особыми привилегиями».
История казачества знает только одну целенаправленную попытку этнических казаков Дона попроситься на Москву «по службе царю». В 1666 году около 500 казаков атамана Василия Уса, по версии московских дьяков, передали царю Алексею Михайловичу челобитную, в которой просили: «Вели, государь, нам служить свою государеву службу, где ты, великий государь, укажешь». Желание казаков Уса временно «подкормитца» от щедрот Московии становится понятным уже из того, что чуть позднее тот же атаман станет убежденным сторонником Степана Разина. Вряд ли челобитную атамана можно считать надежным показателем поголовного желания казаков служить царю «на Москве», а тем более — перейти в «служилое сословие».
«Степан Разин на Волеге» Гавриила Горелова
«Степан Разин на Волеге» Гавриила Горелова.
Если московских дворян, хотя и с определенными оговорками, можно считать сознательными подданными (своего рода средневековыми гражданами) Московии и ранней имперской России, то этнические казаки Дона, Урала и Терека этому критерию никак не соответствовали. Во-первых, потому что подданными, какого бы то ни было суверена, кроме собственного войскового Круга или Рады, они категорически отказывались себя считать. А во-вторых, потому что в отношениях с Московией, вплоть до эпохи Петра I, казаки признавали только один выгодный им формат — формат бесконечного торга. В ходе так называемых зимовых станиц казаков в Москву детально обсуждалась та сумма «государева отпуска», которая гарантировала невмешательство казаков в собственно великорусскую жизнь и охрану южных границ Московии от вторжения других степняков.
Вплоть до реформ Петра I отношения с казаками регулировал вначале Казачий, а затем Посольский приказ, то есть Министерство иностранных дел государства Романовых. Со своими подданными, а тем более с «гражданами» ни одно государство мира с помощью МИДа дел не ведет. Московская Русь не была исключением.
Характеризуя эту сторону казацко-московских связей, известный историк Борис Алмазов подчеркивает: «Казак исторически был полноправным гражданином своей малой родины — казачьей станицы и членом войскового сообщества (Донского, Яицкого, Черноморского и так далее), добровольно с оружием в руках отстаивающим интересы казачества в первую очередь».
С учетом этих соображений трудно назвать военные эпопеи Разина,  Булавина и Пугачева «гражданскими войнами». Эти масштабные военные конфликты скорее можно охарактеризовать как целенаправленную борьбу самостийно мыслящих казаков за то, чтобы статус «граждан» Московии и Петровской России на них никогда не распространился.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ