Новости – Общество
Общество
«Не поехать в школу — самое строгое наказание»
Вика Виноградова (с мамой) и Валерия Ерина на уроке. Фото: Екатерина Ландина / Русская Планета
В Волгограде успешно реализуется эксперимент по инклюзивному образованию
4 июня, 2016 10:00
7 мин
Первый класс в лицее № 8 «Олимпия» вместе со здоровыми детьми благополучно заканчивают две девочки с инвалидностью: у Леры — генетическое заболевание, у Вики — нарушения двигательной функции. При учебном заведении уже шесть лет действует Центр дистанционного образования детей-инвалидов. Благодаря успешному опыту обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, решились на внедрение инклюзии. Со следующего учебного года, согласно приказу Минобрнауки РФ, в российских школах вводятся новые стандарты инклюзивного образования. Какая часть школ Волгограда на сегодня может обеспечить безбарьерную среду ученикам с ОВЗ, хватает ли в них специалистов и станет ли инклюзия в ближайшее время массовой, РП выясняла у экспертов в сфере образования.
Начать обучение детей с инвалидностью в обычном классе лицея № 8 «Олимпия» удалось благодаря большому желанию родителей. Сначала речь шла о дистанционном образовании, но специалисты заключили, что диагнозы девочек вполне позволяют им посещать занятия в школе. В итоге решили не упускать драгоценное время, и в порядке эксперимента начали опробовать инклюзивную форму обучения с сентября прошлого года.
— На наш взгляд, первый год прошел успешно, — говорит заведующая учебной частью ЦДО детей-инвалидов МОУ лицей № 8 «Олимпия» Оксана Жадько. — Недавно прошел малый педсовет с участием классного руководителя, тьютора и педагогов — психолога и дефектолога, и мы пришли к выводу, что у каждой из девочек есть большой прогресс, есть мотивация — она была и никуда не делась. К тому же одна из них — Вика — по результатам итоговых работ находится среди лидеров класса. Хочется верить, что они продолжат учиться в этом классе и дальше.
Обеим девочкам по 9 лет, лишний год они потратили на подготовку к школе и визиты к врачам.
Валерия Ерина, страдающая генетическим заболеванием (администрация школы не вправе раскрывать диагноз. — РП) за первые 6 лет своей жизни перенесла 25 операций.
— Ни о каком садике не могло быть и речи, — говорит мама Валерии Татьяна Ерина. — Все шесть лет мы дышали через трубку. Леру постоянно окружали только взрослые, дети с ней не играли, поэтому в школу она шла, можно сказать, «дикарем». Был небольшой страх — как ее дети воспримут, потому что мы начали учебный год на две недели позже, пока решался вопрос об инклюзии. Ну, ничего, все нормально, адаптировалась. Сразу дисциплина поменялась, распорядок дня нормализовался: если раньше вообще не поддавались режиму, то сейчас ровно в 9 вечера спать ложимся. Ответственно выполняет домашнее задание.
Марина Виноградова, мама Вики, у которой проблемы с двигательной функцией, очень рада возможности водить дочь на занятия в обычный класс.
— На дистанционное обучение не особо хотелось, потому что ребенок очень активный, в обществе привык находиться, с 2 лет мы ходили в специализированный садик. За этот год речь стала заметно лучше, раньше Вика могла одну-две фразы сказать, а сейчас правильные, полные предложения выстраивает, со всеми окончаниями выговаривает, старается. Даже писать начали, хотя год назад в это не верилось. Стимул заниматься очень большой. Для нее сейчас не поехать в школу — самое строгое наказание.
Из-за проблем с передвижением Вика ходит в школу через день — три раза в неделю, мама во время уроков находится рядом, исполняя роль тьютора. В дни пропусков берут задания у учителя и нагоняют программу дома самостоятельно.
Вика Виноградова в школьном спектакле
Вика Виноградова в школьном спектакле. Фото: предоставлено лицеем № 8 «Олимпия»
Одноклассники быстро нашли общий язык, во многом благодаря тому, что в лицее поддерживаются свои традиции толерантности к детям с ОВЗ. Ребята из Центра дистанционного образования регулярно встречаются с лицеистами на праздниках, вместе участвуют в играх, соревнуются в эрудиции, читают стихи или ставят опыты.
— У нас никто не показывает пальцем на ребенка с инвалидностью, — говорит Оксана Жадько. — Дети общаются естественно, как это и должно быть в их возрасте. Бывает, ссорятся, конечно, потому что у всех свои характеры.
Модель, по которой строится система образования детей-инвалидов в волгоградском лицее, эксперты называют лучшей после тех, по которым работают столичные школы. В ЦДО с детьми-инвалидами работают 40 специалистов, более 50-ти учеников всю неделю выходят на связь с учителями по скайпу, а в выходные приезжают в школу на творческие занятия — для них работают музыкальный и театральный кружки, шахматный клуб и мультстудия. Но главный плюс — интеграция детей, имеющих инвалидность, с обычными школьниками во время совместных мероприятий.
— Это помогает детям с ОВЗ не «консервироваться», поддерживать связь с внешним миром, — говорит Оксана Жадько. — Ребятам важно, чтобы их воспринимали, как и остальных, они же не воспринимают себя инвалидами, они пришли в мир с болезнью, которая у них есть, и для них это нормально и естественно. Они не понимают, когда мы начинаем как-то комплексовать, для них это ненормально. И нам в этом плане удалось создать очень комфортные условия, тут есть и заслуга коллектива, и родителей, и самих ребят.
Новые стандарты инклюзивного образования в российских школах вступают в силу с сентября 2016 года, они предполагают доступность реализации права на образование для детей-инвалидов с любым диагнозом. По данным департамента по образованию администрации Волгограда, в городе на сегодня более 70 школ — или примерно пятая часть от общего количества – приспособлены для инклюзивного образования: переоборудованы входные группы, столовые, санитарные комнаты и классы с учетом потребностей детей-инвалидов. Часть образовательных учреждений — в процессе подобных изменений. Кроме оборудования зданий пандусами, гусеничными подъемниками, закупаются рабочие столы для инвалидов-колясочников, индукционные системы для слабослышащих, тактильные знаки и т.д.
По официальным данным, в Волгограде зарегистрировано 2500 детей с инвалидностью, около половины из них зачислены в детсады и школы. Примерно четверть детей с ОВЗ школьного возраста находятся на домашнем обучении, посещают образовательные учреждения около 800 человек. При этом случаи инклюзива для детей с ярко выраженной инвалидностью в местных школах пока единичны.
— Такая практика у нас только начинается, — комментирует ситуацию начальник отдела общего образования и обеспечения безопасности образовательного процесса городского департамента образования Галина Орехова. — В большинстве школ долгое время никаких возможностей для обучения детей-инвалидов не было. А теперь в связи с новыми веяниями, и когда президент обратил внимание на эту проблему, выделяются деньги, чтобы создать все условия для таких учеников.
Центр развития образования, где волгоградские учителя получают дополнительные профессиональные навыки, в этом году начал подготовку специалистов для работы с детьми-инвалидами, на сегодня выпущено около 70 педагогов. Что касается тьюторов и отдельных ставок для них в штатном расписании, то в каждой школе этот вопрос будет решаться индивидуально в зависимости от материальных возможностей образовательного учреждения.
По мнению психолога одной из школ города Инны Зайцевой, морально педагоги в большинстве своем готовы к инклюзивному образованию.
— Что касается учащихся, то здесь все очень индивидуально. В нашей школе дети с ОВЗ обучаются, как правило, на дому, и, если они придут в школу, то со стороны здоровых сверстников вызовут повышенный интерес. В процессе адаптации много будет зависеть от профессионализма педагога, умения сформировать у остальных детей толерантное отношение к ребенку с инвалидностью.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости