Новости – Общество
Общество
Физкультура с бонусом
Cдача нормативов ГТО в школах города. Фото: Александр Рюмин / ТАСС
Нужно ли давать льготы при поступлении в вуз за успешную сдачу нормативов ГТО
27 декабря, 2015 19:00
6 мин
В Пермском крае 4–5 января впервые состоится праздник спорта «Елка ГТО». На нем все желающие смогут пройти семь испытаний комплекса «Готов к труду и обороне». Организаторы мероприятия полагают, что новый формат будет пользоваться большим спросом среди школьников из выпускных классов. Теперь они могут получить за спортивные достижения дополнительные баллы при поступлении на бюджетные места в вузы.
За наличие золотого или серебряного значка ГТО 4 балла присваивает Пермская сельхозакадемия, по одному баллу — Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет и Пермский институт культуры и искусства.
Столичные вузы тоже дают свои преференции. МГУ еще в начале года объявил, что обладателям золотого значка ГТО начислят 4 дополнительных балла. МИСиС дает дополнительные 10 баллов победителям и призерам соревнований на уровне Европы и мира, а за золотые и серебряные значки ГТО начисляет 5 и 3 балла соответственно. В МАТИ победители соревнований могут получить дополнительные 5 баллов, обладатели значков ГТО — 3 и 2. Для сравнения, примерно такие же льготы у победителей олимпиад по профильным предметам — не больше четырех бонусных баллов.
Министр спорта Пермского края Павел Лях заявил: краевые власти сделают все, чтобы дать возможность получить значки ГТО всем школьникам региона и обеспечить им послабления на вступительных экзаменах.
«Русская планета» узнала, как работники региональной сферы образования относятся к дополнительным баллам за успехи в спорте, и есть ли прямая связь между хорошей физподготовкой и высоким уровнем интеллекта.
Учитель-бегун и инженер-прыгун
Большинство школьных учителей идею таких бонусов за спортивные успехи не поддерживают.
— Любое стимулирование ребенка чего-то достичь — это правильно и здорово. Но не в том случае, когда это дает преимущества перед другими учениками, — говорит корреспонденту РП школьный преподаватель физики с 25-летним стажем Егор Григоренко. — Если мы начинаем ставить хорошую спортивную форму выше умения думать, это может далеко нас завести! Полагаю, дополнительные баллы за сдачу ГТО справедливо давать только при поступлении в те вузы, где готовят военных, силовиков, сотрудников МЧС и преподавателей физкультуры. А если мы хотим распространить эту систему на все институты и университеты, то давайте тогда хотя бы в дипломах честные записи потом делать: «учитель-бегун» или «инженер-прыгун».
Такая система оценок может и исказить систему ценностей у самих детей, боятся педагоги. Школьники предпочтут сдать норматив, а не готовиться к предметной олимпиаде.
В поддержку же этого нововведения выступают в основном преподаватели физподготовки и тренеры.
— Когда ребенок занимается спортом, он учится ставить перед собой сложные задачи и достигать их, — говорит корреспонденту РП школьный учитель физкультуры Денис Шалаев. — Этот ребенок умеет справляться с трудностями, работать в команде, у него хорошие лидерские качества. Я убежден, что во взрослой жизни эти навыки помогут ему добиться успеха в любой области. Их зря недооценивают.
Школьные физруки не понимают, из-за чего поднимают шум остальные учителя. По их мнению, даже если за сдачу ГТО будут давать не 1–5, а все 10 баллов, это вряд ли поможет спортивным двоечникам поступить в престижный вуз вместо отличников. Зато последние, возможно, задумаются и начнут больше внимания уделять своему здоровью.
«Врач должен лечить, а не быстро бегать»
Критически относятся к этой системе льгот даже сами преподаватели вузов.
— Вести здоровый образ жизни, постоянно заниматься спортом, чтобы поддерживать себя в хорошей форме — это вообще-то не достижение, а обязанность каждого здравомыслящего человека. Давать за сдачу ГТО какие-то преференции при поступлении мне кажется как минимум нелогичным, — делится соображениями с корреспондентом РП врач высшей категории, педиатр, кандидат медицинских наук, руководитель интернатуры Ирина Островская. — Это все равно что премировать за то, что человек чистит зубы.
А поощрять так реальные, сверх обычных, спортивные достижения Островская считает не то что неразумным — «преступным», потому что профессиональный спорт на пределе возможностей не обходится без вреда для организма. Ребенок должен быть готов и способен заниматься этим серьезно.
Кроме того, она сомневается в качестве отбора студентов в институты после ввода системы дополнительных баллов.
— Давайте на секунду поставим себя не на место выпускника, а на место того, кто столкнется с ним после окончания вуза, — продолжает она. — Вы приходите в поликлинику, и вас встречает мускулистый, накачанный врач, который может пробежать стометровку за секунды. Но как вылечить ОРВИ он не знает, потому что в медицинский вуз его приняли за выдающуюся сдачу ГТО, а потом не отчисляли за победы в университетской команде. Убеждена, что врач должен хорошо лечить, а не быстро бегать.
С позиции силы
Зато некоторые ученые считают, что льготы за сдачу ГТО помогут получить высшее образование умным школьникам, которые не вписываются в обычные критерии отличников.
— Сейчас проводится множество российских и зарубежных исследований, которые показывают, что занятия спортом повышают уровень интеллекта, — поясняет такую точку зрения кандидат психологических наук Надежда Шварц. — Насколько достоверны полученные результаты, пока сказать сложно, такого рода данные требуют проверки временем. Но еще в конце прошлого века проводились серьезные академические исследования под руководством Джона Равена. Изучалась связь между показателями физического и умственного развития.
На протяжении всего XX века шел процесс акселерации детей. То есть дети, родившиеся во второй половине века, превосходили по физическим показателям своих сверстников из первой половины столетия. Исследования Равен позволили доказать, что акселераты оказались не только сильнее и быстрее, но и умнее на десятки баллов IQ, то есть лучшее физическое развитие привело к повышению умственных показателей. К схожим выводам привели и исследования, проводившиеся в 60-х годах прошлого века в Московском и Ленинградском институтах физической культуры.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости