В мире
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – В мире
Русская планета

Синьхайская революция: новый политический язык, национальный вопрос, бинтование ног

Первый день Синьхайской революции. Фото: Hulton Archive / Getty Images / Fotobank.ru
Как Китай изменил судьбу, но не восстановил справедливость
Иван Мартов
16 июня, 2014 12:10
16 мин
Институт Конфуция РГГУ при поддержке «Русской планеты» проводит в книжном магазине «Фаланстер» курс по политической истории Китая. Вторую лекцию «Китай на современном этапе: что изменилось с приходом Си Цзиньпина» — прочитала руководитель Отдела международной торговли НИИ международной экономики при пекинском Университете международного бизнеса и экономики, профессор Хань Ли Хуа. С третьей лекцией выступил профессор Столичного педагогического университета Пекина Ли Чжэнжун. Переводил и комментировал лекцию директор Института Конфуция РГГУ Тарас Ивченко.
Сегодня мы поговорим о Синьхайской революции, которая произошла в Китае в 1911–1913 годах. Как и на прошлых двух лекциях, мы не будем полностью воспроизводить последовательность событий, причин и следствий революции. Для нас в первую очередь важно понять идеологическую сторону этого явления, а во вторую — чтобы человек, который находится внутри китайской культуры, рассказал о своем личном восприятии этой революции.
Слово «революция» в китайском языке означает буквально «изменение судьбы». Оно использовалось в совсем другом смысле, а «революционный» смысл приобрело во многом через японскую культуру. И это слово, и это явление были в то время совершенно новыми для Китая. То, что происходило прежде: всякие восстания и так далее — называлось по-другому. В Китае несколько крестьянских восстаний увенчались успехом и привели к смене династий — «восстание» в китайском означает буквально «восстановление справедливости», то есть речь идет не о том, чтобы свергнуть эксплуататоров, а о том, что управляющий Поднебесной перенебрегает своими обязанностями и поэтому управление приходится брать на себя кому-то другому.
Поэтому Синьхайская революция стала первым «изменением судьбы», а не восстановлением справедливости. Нужно различать два уровня этого явления. Первый уровень — какие дискуссии шли по поводу революции в среде интеллигенции, второй — как данные события воспринимал простой народ, крестьяне и местные правители. Для интеллигенции это было обсуждение совершенно нового феномена, не имевшего аналогов в истории китайской мысли. Интеллигенция впервые стала говорить на языке, который был неизвестен простым людям. Например, обсуждалось новое понятие «свобода», совершенно непонятное представителям низов. Свобода от кого и по какой причине? До сих пор китайцы настороженно относятся к появлению в их окружении иностранцев. Иностранец может заявить, что он свободен — свободен выносить мусор когда он хочет, а не когда приезжает машина, выключать музыку когда он хочет, а не когда это принято, красить ворота в понравившийся ему цвет, а не в тот, в который красить принято. Из-за таких вещей ритм жизни нарушается, поэтому как такового понятия свободы в китайской культуре не существовало. То есть непонятно, свобода от кого и от чего, а также свобода для чего — я хочу быть свободным, чтобы сделать что? Я действительно пытаюсь добиться чего-то при помощи свободы или мне так только кажется?
Шествие в поддержку китайской революции в Сан-Франциско, 1912 год. Фото: Hulton Archive / Getty Images / Fotobank.ru
Шествие в поддержку китайской революции в Сан-Франциско, 1912 год. Фото: Hulton Archive / Getty Images / Fotobank.ru
Другое новое понятие — демократия, буквально означающее «народ главный». Есть определенная иерархия, каждый не может быть главным. Такое представление формировалось в китайском сознании веками. Это понятие тоже было совершенно непонятным. Или, например, что такое «гражданин»? Есть люди, которые занимаются своим делом — крестьяне, ремесленники, торговцы и люди, находящиеся в услужении, это известная классификация категорий населения, и из них самыми пораженными в правах считались торговцы. Им не разрешалось носить хорошее платье, показывать, что они зарабатывают деньги, они облагались самыми большими налогами и так далее. А кто такой гражданин? Он не относится ни к одной из этих категорий. Даже понятие «правительство» не укладывалось в традиционную схему сознания. Есть набор людей, помогающих императору осуществлять тот курс, который его обязывает осуществлять небо. А что такое правительство, задача которого заключается в том, чтобы вступать в полемику с императором и обязывать его идти в другую сторону? Одна из основных идей китайской политической мысли — не плоскостное устройство общество, а вертикальное. Вертикаль господствует всегда и в том числе определяет поведение того, кто находится внизу, потому что ты должен подражать некоему идеалу. Нельзя придумывать сразу что-то самостоятельно, сперва нужно научиться имитировать, но имитировать с умом — поэтому ты должен подражать тому, кто находится выше. Проблемы начинаются, когда начинаешь смотреть на тех, кто находится рядом, и сравнивать себя с ними. Не нужно смотреть, кто что делает рядом, нужно смотреть, что делают выше. А тут вдруг тебе говорят, что этой вертикали не существует, — конечно, такое представление совершенно не вписывалось в мировоззрение простых людей.
Поэтому сложилась очень интересная ситуация. Указанные проблемы обсуждались в газетах и журналах того времени, но эти дискуссии не имели абсолютно никакого отношения к тому, что происходило внизу (китайская пресса тогда зачастую издавалась в Японии — после провала реформ Гуансюя туда сбежала большая часть интеллигенции). Основной, всем понятный мотив Синьхайской революции заключался в свержении маньчжурской династии Цин. В современной историографии много внимания уделено установлению новых демократических институтов, и Сунь Ятсен действительно является «отцом государства», однако главным в революции было именно выступление против ненавистных манчжуров. Именно национальный вопрос, а не проблемы свободы и равенства, всколыхнул весь Китай, поэтому Синьхайскую революцию следует воспринимать в первую очередь как антиманчжурскую.
Синьхайская революция подтолкнула процесс модернизации Китая, точнее, процесс перехода на новые схемы мышления, которые большей частью были восприняты из западной культуры и адаптированы. За этим событием последовало массовое антиимпериалистическое «Движение 4 мая», направленное против версальской системы, согласно которой не возвращались некоторые китайские территории, захваченные Японией. Движение способствовавшее дальнейшему изменению политического языка. Его идеологом выступил мыслитель Ху Ши (впрочем, с точки зрения традиционно образованной интеллигенции он был недоучкой). Он предложил сблизить письменный и устный языки, чтобы тем самым уменьшить пропасть, разделявшую интеллигенцию, и простой народ, чтобы дискуссии в печати были понятны простым людям. Поэтому многие основополагающие для китайской культуры понятия, которые сегодня усваиваются в младших и средних классах школы (в том числе, например, понятие литературы — прежде означало «письменную ученость», которая к литературе в современном смысле отношения не имела), — появились в начале прошлого века.
(Далее профессор Ли Чжэнжун рассказал о том, как его личная история связана с Синьхайской революцией).
Недавно в Москве я встретил одну женщину, и она спросила у меня, не из Японии ли я. Я ответил, что нет, из Китая, и тогда она сказала, что наши страны связывает давняя дружба. Поскольку ей было около семидесяти лет, то, видимо, у нее остались впечатления еще с пятидесятых годов прошлого века. Многие полагают, что модель политических изменений в Китае в начале ХХ века была позаимствована из советского опыта, однако то, что происходило в Китае, не имеет к Советскому Союзу никакого отношения. Но неважно, как все происходит на самом деле, важно, как мы это себе представляем. Считается, что китайское революционное движение было скопировано с российского, считается, что марксистско-ленинская философия была позаимствована из СССР.
Деформированные ноги китаянки, 1900 год. Фото: Hulton Archive / Getty Images / Fotobank.ru
Деформированные ноги китаянки, 1900 год. Фото: Hulton Archive / Getty Images / Fotobank.ru
Марксизм воспринимался через призму работы Ленина «Материализм и эмпириокритицизм», труды самого Маркса изучались значительно меньше. Политическая экономия, все ее термины, были позаимствованы оттуда же, многие понятия просто калькировались. Литература в современном ее варианте испытала колоссальное влияние русской литературы, так же как и современная японская литература (некоторые японские литературоведы считают, что японская литература началась с переводов Тургенева, в частности, с его стихотворений в прозе). У Советского Союза была позаимствована плановая экономика, способы управления промышленностью и сельским хозяйством, модель образования. Действительно, влияние России на Китай в прошлом столетии было очень большим, но если спросить у китайца, как он оценивает это влияние, то вы едва ли встретите ту же реакцию и то же представление о российско-китайской дружбе, с которым я столкнулся, пообщавшись с упомянутой выше женщиной. Сегодня китайцы склонны отрицательно оценивать заимствования из советской и российской культуры. Я сам люблю вашу культуру и в ответ на такую реакцию обычно вступаю в спор, поскольку оцениваю эти заимствования скорее как положительные, однако существуют разные точки зрения. Если вступить в дискуссию с человеком, склонным оценивать тот или иной заимствованный феномен отрицательно, вскоре выяснится, что он пришел к своему мнению не за счет анализа фактов, но основывается на мнении других людей. Если общая тенденция оценки этого феномена является негативной, то человек сознательно или подсознательно склоняется в эту сторону, и наоборот.
Только что в «Фаланстере» я видел книгу, посвященную суду над народовольцами, чье покушение на Александра II увенчалось успехом. Когда в Санкт-Петербургском университете была дискуссия по этому поводу, почти все оценивали действия революционеров отрицательно. Но если вы посмотрите, как это событие оценивали китайские газеты, особенно в период до Синьхайской революции, то вы обнаружите там почти исключительно положительные оценки. Понятно, что в России после 1917 года оценка этих событий поменялась, и, думаю, даже если у вас сейчас спросить, что вы думаете по этому поводу, оценки едва ли будут одинаковыми. Поэтому важно то, что событие как таковое не является объективной реальностью, оно складывается из определенных фактов, которые всегда оцениваются субъективно. Ни Синьхайскую, ни Октябрьскую революцию нельзя просто взять и охарактеризовать, нужно сперва попытаться понять мотивацию людей, которые в этом событии участвовали.
По возрасту я никак не мог быть свидетелем Синьхайской революции, чтобы рассказать о ней из первых рук, однако моя бабушка и люди ее поколения, с которыми я имел возможность общаться, были реальными свидетелями тех событий. Известно, что в Китае с давних пор ценились маленькие ступни у женщин, из-за чего их с детства бинтовали. Моей бабушке ноги не бинтовали, но размер у нее все равно был очень маленький, тридцать четвертый — с традиционной точки зрения они были довольно крупными. Во времена цинской династии женщины в Китае часто носили обувь тридцатого размера — чем меньше была стопа, тем больше она соответствовала идеалу красоты. Поэтому получилось так: у женщин, родившихся до Синьхайской революции, ноги обычно были маленькими, у родившихся или выросших после — большими. Когда я приехал в Пекин и попытался найти там для бабушки обувь, продавец спросил у меня, сколько ей лет — поскольку она родилась до революции, у меня даже не спросили размер, просто предложили приобрести детскую обувь. Продавец был очень удивлен, когда я сказал, что нужен размер чуть больше и даже протестовал, утверждая, что для семидесятилетней женщины нужна именно такая обувь. Для простых людей в Китае одним из главных символов произошедшей революции стало то, что женщинам перестали бинтовать ноги. Появился даже специальный термин для этого события, который в переводе с китайского означает буквально «отпустить ногу».
Площадь Восстания в Ухани, 1981 год. Фото: Yu Chengjian / Hsinhua News Agency / AP
Площадь Восстания в Ухани, 1981 год. Фото: Yu Chengjian / Hsinhua News Agency / AP
Небинтованные ноги помогали отличить ханьцев от манчжуров — последние ног не бинтовали, это было знаком их привилегированности, однако после революции такое различие стало, наоборот, крайне нежелательным, и манчжуры срочно бросились бинтовать девочкам ноги, чтобы скрыть их манчжурское происхождение и избежать опасности. Поэтому, когда в качестве одного из важнейших завоеваний Синьхайской революции называется отказ от бинтования ног, следует учитывать, что он коснулся только части женщин, другой же части их, наоборот, начали бинтовать, о чем в исторических трудах обычно умалчивается, и именно поэтому рассказ о событиях тех лет будет неполным без свидетельств очевидцев. Вообще за манчжурами шла настоящая охота, были известны признаки, по которым их определяли (помимо размера ног женщин еще, например, по акценту), но нельзя сказать, что их пытались истребить — были места локального кровопролития.
В последнее время в исторической литературе появилась следующая точка зрения: Уханьское восстание 1911 года, когда ханьцы пошли на манчжуров, с которого и началась революция, было вызвано во многом случайными факторами. Это был случайный конфликт, который разросся и привел к революции — настоящих предпосылок для нее фактически не было. Насколько можно доверять доступным на сегодняшний день описаниям тех событий — это большой вопрос, потому что многое в то время не фиксировалось и сохранялось только на уровне слухов. Я считаю, что преследование манчжуров носило локальный характер, а победа Синьхайской революции была достаточно легкой: во многом благодаря усилиям императрицы Цы Си у всех возникло ощущение, что императорскому правлению настал конец. Куда бы ни приходили революционные войска — в этом месте сразу возникало восстание, движение против местной власти, и поэтому, несмотря на отдельные очаги сопротивления, революция была достаточно бескровной (кровопролитие и гражданские столкновения начались позже). Чиновники зачастую сразу переходили на сторону революционеров — просто меняли манчжурскую шапку на ханьскую. Известное произведение, в котором описывается, как воспринимали события той революции китайцы, — «Подлинная история А-кью» Лу Синя: достаточно было просто сменить одежду, и можно объявлять себя членом революционного правительства. Поражение 1895 года в войне с Японией многим продемонстрировало, что китайская армия, считавшаяся непобедимой, таковой не является — она потерпела поражение от маленького островного государства, и в результате стало понятно, что со страной происходит что-то не то. Возникло желание и осознание необходимости перемен. До того как было подавлено реформаторское движение, в Китае господствовала идея мирного преобразования общества — оно называлось «улучшением», а не «революцией». Хотя распространено мнение, что в то время в Китае не могло сложиться многопартийности, в эпоху поддержки реформ сложилось немало группировок — некоторые считали, что нужно идти по английскому пути и сохранить власть императора, другие считали, что в качестве идеала нужно выбрать Россию с ее постепенно становящейся конституционной монархией, думой и так далее. Но после того, как реформаторское движение потерпело поражение, стало понятно, что единственный путь — это никакое не улучшение, но только коренное уничтожение.
Крупное историческое событие сложно оценить положительно или отрицательно — очень важно всегда углубляться в детали. Часто мелкие подробности, которые описывают не то, что происходило на общем уровне государства (которого, строго говоря, просто не существует, потому что существуют только личные мотивы каждого конкретного человека), — позволяют увидеть реальное лицо исторических событий. Всегда нужно понимать, на каком расстоянии от интересующего вас события вы находитесь, и в то же время пытаться найти мелкие детали, которые на общем фоне кажутся незначимыми, но на самом деле зачастую являются самыми важными.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ